Почему дети превращаются в "синих китов" и как спасти их от вымирания

Почему дети превращаются в

Кто в группе риска, как понять, что ребенок уже в игре и что делать, чтобы ребенок не задумывался о самоубийстве

О "группах смерти", которые охотятся на украинских подростков, сегодня мало кто не слышал. Увы, преступники идут на новые ухищрения.

"Буквально вчерашнее открытие: приглашения вступить в такую группу приходят уже эсэмэсками. Об этом нам сообщили родители девочки из Ивано-Франковской области, — рассказал "Сегодня" Заур Урусов, старший лейтенант, старший инспектор киберполиции, который плотно занимается "групами смерти" вот уже две недели. — Не исключено, что номера телефонов знакомых сливают подростки, уже втянувшиеся в "игру". Однако нельзя сказать, что команды поступают от одной группировки, держащей в руках всю схему самоубийств. Эти люди между собой не связаны, есть общая формула, по которой работают. Одними руководит идиотизм, другими жажда наживы: часто самоубийство одного ребенка снимает на видео другой, потом ролики продаются на закрытых форумах за бешеные деньги".

По словам Заура, сейчас все спецагенты занимаются этой проблемой, отодвинув остальные задачи на задний план. Но родители также должны знать, как защитить своего ребенка.

Как понять, что ваш ребенок — в смертельной игре, и как его спасти, рассказали кризисный психолог, старший преподаватель кафедры психологии университета "КРОК" Наталия Бойченко и практикующий психолог Ольга Перекопайко.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: "ПАРТИЗАНЬТЕ" И ОБНИМАЙТЕ РЕБЕНКА

НА ЧИСТУЮ ВОДУ. "Задайте ребенку нейтральный вопрос: мол, слышал/-а, что сейчас есть такая игра "Синий кит", — советует Ольга Перекопайко. — И послушайте, что он вам расскажет. Если в рассказе полно деталей, о которых не пишут в сети, есть риск, что он уже в игре. Также должно насторожить, если он ведет его о подружке, участвующей в игре: вполне вероятно, что он врет и играет сам". Если вы заподозрили, что дочка или сын таки в опасном сообществе, психолог не советует забирать телефон, отключать интернет: подросток, если захочет, всегда найдет гаджет и доступ в сеть. "Чем больше ограничивать — тем больше способов обойти запреты найдется, — объясняет эксперт. — Лучше просматривайте телефоны и страницы в соцсетях, но так, чтобы ребенок не узнал об этом. Такие игры — тот случай, когда вторжение в частную жизнь оправдано".

К ПРОФИ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ. Наталия Бойченко считает, что в такой опасной ситуации нужно обратиться к профессионалу, причем именно самим родителям. "Если отношения в семье сложились так, что ребенок заинтересовался темой суицида и начал общение в соответствующей группе, то первое, что должны сделать родители, — прийти к психологу сами, — говорит эксперт. — Ребенку нужны не доктора, психологи и педагоги. Им нужны мама и папа, их любовь и внимание. Это уже здорово, если родители смогут допустить, что находить общий язык с подростком непросто и что допущены ошибки. Нет ничего зазорного в том, чтобы взять консультацию у профильного специалиста. Он расскажет им в том числе о том, как выслушать и понять своего ребенка. Ведь для него важно быть понятым именно родителями".

Ребенку не хочется умирать. Он хочет понимать, что он ценен.

ОТКРЫТЬ ДВЕРЬ. Кроме того, необходимо создать все условия для того, чтобы ребенок смог открыться.

"И при этом важно помнить — у подростка много тревог и напряжения, — рассказывает Наталия Бойченко. — Сразу говорить о них он не станет. Должно пройти время, чтобы он оказался готов к такому разговору. И родители должны понимать, что, возможно, этот разговор будет не с ними, а с посторонним человеком, которому доверяет их ребенок (учитель, тренер).

Задача родителя — разглядеть, что с ребенком творится что-то неладное, и наладить контакт. Но не через осуждение или расспросы (такой интерес воспринимается как насилие и вызывает еще большую тревогу и недоверие), а через общение в неформальной обстановке и на тему, далекую от суицида.

Начните с простого: "Давай вместе отдохнем", "Как же мы давно не были в кино" и т.д. Помните: ребенку не хочется умирать, ему нужно внимание и осознавание того, что он ценен. Да, с одной стороны, он вроде бы готов хлопнуть дверью, но с другой — ждет не дождется, чтобы его удержали за руку. Начав так общаться, постарайтесь говорить о своем опыте, расскажите ребенку о своих проблемах, которые были важны вам в его возрасте, какой выход нашли. Только не становитесь в позу поучителя, а говорите как бы между прочим".

"Сейчас как никогда важна эмоциональная связь с ребенком, — акцентирует и Ольга Перекопайко. — Больше обнимайте его, рассказывайте, что в его возрасте тоже ошибались, встревали в какие-то опасности и вам помог кто-то из взрослых. Ребенку важно понимать, что даже его "идеальные" родители тоже оступались, и это нормально, так же как нормально просить помощи у других".

НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ "НЕТ". Оба наших эксперта говорят о важности этого умения. "Опыт показывает, что 9 подростков из 10 не умеют говорить "нет", — утверждает Наталия Бойченко. — Это особенность возраста, ведь у подростков границы еще не построены. Таким образом, попав "в игру" и даже решив выйти из нее, они не могут этого сделать из-за отсутствия навыка отказывать. Здесь рекомендация простая — учите детей отказу. Не умеете сами — найдите специалиста".

СИЛА СТРАХА. Также не стоит забывать, что создателями групп применяются разные методы манипуляции вплоть до запугивания, и если ребенок вдруг решит уйти, его возможно будут удерживать, пугая тем, что из-за такого шага могут пострадать его близкие. Если ребенок признается в том, что его запугали, то родители должны объяснить, что они справятся с этим и защитят его. "Для детей будет откровением, что человек, угрожающий их родным, скорее всего, больной, и его задача — заставить ребенка выполнить его волю. Детей такое очень отрезвляет! Расскажите им, что на манипуляции ведутся все: сколько взрослых несут все свои сбережения мошенникам, которые звонят им среди ночи и говорят, что их близкие попали в беду! Покажите ребенку, что все уязвимы — для него очень важно услышать это от авторитетного взрослого", — объясняет Ольга Перекопайко.

zisluf52d6q

ТРЕВОЖНЫЕ ЗВОНОЧКИ: РЕБЕНОК У ЧЕРТЫ

Оперативники киберполиции сделали подборку основных сигналов, заметив которые, родителям пора бить тревогу. Обратить внимание нужно на следующее:

 soviet-1354212_1920

Обратный отсчет. Когда появляется таймер — ребенок уже на грани

САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ИГРЫ-УБИЙЦЫ

Хештеги: #f53 #f57 #f58 #d28 #морекитов #тихийдом #хочувигру #млечныйпуть

aa4e51f7-c718-4073-b605-b9b8194af959_w650_r0_s_01

Напомним: суть этих игр в том, что подросток вступает в группы в соцсетях и выполняет по команде куратора несколько заданий. Они разные и почти всегда связаны с увечьями или опасностью. Например, вырезать лезвием на руке рисунок, пробежать перед несущимся поездом, зайти ночью в заброшенное здание и т. д. Весь процесс, как правило, снимается на видео (потом преступники продают эти записи тематическим порталам).

Финальный приказ — убить себя. Часто, если ребенок отказывается, преступники вычисляют IP-адрес участника (например, когда он заявляет, что он выходит из игры — высылают ссылку, по которой он должен зайти, и так получают адрес) и угрожают, что за трусость придется ответить родным.

О ЧЕМ НУЖНО СПРОСИТЬ СЕБЯ

Известный психолог Светлана Ройз советует родителям подростков задаться этими вопросами. Они помогут понять, есть ли риск, что их дети захотят испытать себя в опасной игре.

1. Могут ли дети, глядя на вас, поверить, что взрослая жизнь несет что-то, кроме тяжести и ответственности? Есть ли в ней радость? Говорите ли вы: "Вот вырастешь — узнаешь, как это сложно!"?

Для детей мы — фильтр, через который они смотрят в будущее. И из-за этого многие боятся взрослеть и прячутся от реальной опасной жизни в "безопасное" пространство. Поэтому важно заботиться о своей ресурсности и позволять себе радоваться, собственно, жизнью показывать, как вы справляетесь со сложностями, как сохраняете оптимизм.

2. Может ли ребенок рассказать вам, что его беспокоит? Зная, что его просто выслушают, поддержат, не будут давать советы или кричать, что он разочаровал и расстроил. Может ли он опереться на вашу силу? Знает ли ребенок, что вы сможете выдержать любые его эмоции? Можете ли вы сказать ему: "Я взрослый, я справлюсь"?

3. Умеет ли ребенок быть один?

Иногда он уходит в сеть оттого, что просто не знает, куда направить внимание. Это умение надо воспитывать с раннего детства. Дети с 2,5—3 лет сами начинают играть в ролевые игры с куклами и машинками, одушевляя героев. Мы можем подключаться к игре, а потом оставлять малыша за занятием. Дети 5—6 лет любят играть в ролевые, настольные и напольные игры. Важно, чтобы у вас хватало сил поддержать их желание, а не усаживать их перед мультиком или планшетом.

4. Даете ли вы ему возможность отдохнуть? Нет ли у него ощущения, что всю его жизнь поглотила школа?

Это важная, но только часть жизни. Он будет искать возможности выйти из-под пресса усталости. И часто тот, кто не может расслабиться сам, выбирает ненормальные способы. Когда он говорит: "Мне ни на что не хватает времени!" — спросите, что ему было бы важно успеть за день.

5. Позволяете ли вы себе и ему ошибаться?

Одна из причин перфекционизма — попытка идеальностью завоевать любовь, ощущение значимости. И однажды может возникнуть мысль: "Если я не первый, то мне вообще нет места в жизни". А подобные игры эти мысли только подогреют. Поэтому важно позволять и себе быть живыми, ошибаться и рассказывать об этом.

6. Не перегружен ли ребенок вашими ожиданиями? Может, попробовать сказать ему вслух или про себя: "У тебя есть право быть собой, и свои ожидания я с тебя снимаю"?

7. Может ли он хоть в чем-то сам принимать решение и выбирать? В чем он может почувствовать свою личную силу, кроме сопротивления делать уроки?

8. Осознает ли он ценность заботы о теле?

Ведь оно — наш первый дом, и, если нам в нем плохо, то в глобальном "доме" — мире — сложно будет почувствовать комфорт. Подростки переносят свои неудачи в общении на свое "толстое-худое-прыщавое-ушастое" тело. Над ними нельзя подтрунивать. Тема тела — тема стыда и небезопасности для них. Им важно объяснять, что тело сейчас меняется, и ему нужна помощь, чтобы справиться с этим. Что слышит от вас ребенок о вашем теле? Видит ли он, как вы заботитесь о нем: зарядки-тренировки, сбалансированное питание, душ и т. д.?

9. Позволяет ли он себе просить и принимать помощь? Для подростка иногда это равносильно сказать миру "я неудачник".

10. Знаем ли мы об особенностях этого возраста, о том, что имеет смысл от него ожидать, а что нереально?

11. Может ли он сказать "нет", когда это нужно? Может ли сказать "нет" вам? Может ли сказать: "Это мое"? Может ли он быть избирательным в еде, одежде, друзьях? Позволяет ли он себе задавать неудобные вопросы? Может ли он быть критичен к информации?

Улучшить аналитическое и критическое мышление помогут игры в шашки и шахматы, классическая музыка, походы в квесты. Очень может помочь книга Кена Ватанабе "Учимся решать проблемы" и сериал для подростков "Адам портит все".

12. Что ребенок думает о себе сам, что говорит о себе, что в себе ценит? Мы обращаем внимание только на его ошибки или и на зрелые черты тоже?

Тут вам помогут популярные подростковые ежедневники вроде "Я-дневник" (направлен на то, чтобы подросток описывал свои планы в красочной книге).

13. Есть ли у ребенка в жизни комфортные безопасные контакты? Есть ли взрослый (не родитель), который может стать наставником?

14. Есть ли в семье ощущение эмоциональной связи?

Есть ли ритуалы: разговоры перед сном, обнимание на прощание. Эти действия, которые мы вспоминаем с радостью, ощущая это важное "Мы".



Источник: Сегодня

Категории: Новости Ивано-Франковска Новости Борисполя

23.02.2017 09:46