Регистрация Вход
УкраинаСпортШоу-бизнесНаука и ТехнологииТранспортСофтТуризмМирИнтервьюРепортаж

Новости /

Самые горячие точки Донбасса 29 марта: интерактивная карта боев и обстрелов
Самые горячие точки Донбасса 29 марта: интерактивная карта боев и обстрелов

Самые горячие точки Донбасса 28 марта: интерактивная карта боев и обстрелов
Самые горячие точки Донбасса 28 марта: интерактивная карта боев и обстрелов

Песков рассказал о своей
Песков рассказал о своей "поездке" на Донбасс

В оккупированный Луганск приехал не Песков, а Сурков - СМИ
В оккупированный Луганск приехал не Песков, а Сурков - СМИ

СБУ проверяет информацию о визите Пескова в Луганск
СБУ проверяет информацию о визите Пескова в Луганск

Под Донецком начался мощный бой
Под Донецком начался мощный бой

Самые горячие точки Донбасса 26 марта: интерактивная карта боев и обстрелов
Самые горячие точки Донбасса 26 марта: интерактивная карта боев и обстрелов

Навальный задержан до суда, назначенного на понедельник
Навальный задержан до суда, назначенного на понедельник
 

Репортаж из Славутича: большое кладбище для маленького города

Репортаж из Славутича: большое кладбище для маленького города

Славутич встретил нас небольшими домами, чистым парком и пустынными улицами. Неудивительно – на часах 11 утра буднего дня. В это время вся жизнь города сосредоточена на центральной площади – мэрия, музей города, Дом детского творчества, магазины и кафе находятся на этом небольшом клочке земли. В городе рекордно низкий уровень безработицы (1,8%), поэтому встретить гуляющими в разгар дня можно лишь мам с колясками и пенсионеров.

img_20160310_115453_01

Первое, что выделяет Славутич из всех остальных городов – это особенность его архитектуры. Город разделен на 13 кварталов, каждый из которых кардинально отличается от предыдущего. Это обусловлено тем, что новый "атомный" городок строили рекордными темпами 9 тысяч строителей из 8 союзных республик, каждая из который оставила на память особенности своего национального колорита. Приехав сюда впервые, дома можно рассматривать бесконечно. Местные жители, не сговариваясь, самыми красивыми называют Прибалтийские кварталы – Рижский, Таллинский, Вильнюсский. И действительно, многоэтажки в этих районах чередуются с аккуратными, как будто пряничные домики, коттеджами на 1-2 семьи.

img_20160310_144117

Второе, что замечается сразу, – чистота. По словам местных жителей, это обусловлено двумя причинами. Первая – в городе хорошо убирают. Уже давно в Славутиче уборкой придомовой территории занимаются частные компании на конкурентной основе – если жители будут недовольны, компания останется без работы. А вторая причина – в городе не мусорят. Как ни парадоксально, но властям города удалось заложить 25-и тысячам человек привычку не загрязнять свой город. Причем местные жители так и говорят: "Рука не поднимается выбросить куда попало".

img_20160310_123522

Дороги в городе практически пустые – вряд ли жители Славутича хоть раз стояли в пробке. Дорожное покрытие целое, как будто асфальт залили не больше года назад. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что и загрузка этих дорог небольшая по сравнению с дорогами мегаполиса, вот асфальт и "держится" дольше. По городу курсируют два автобуса маршрута. Впрочем, кажется, что для того, чтобы обойти его пешком, внимательно рассматривая все вокруг, понадобится не больше дня.

img_20160310_144819_02

Ми ищем нахваленные местными Прибалтийские кварталы. За большой спортивной площадкой с игровым полем, тренажерами и сиденьями для зрителей начинается Таллинский квартал. Аккуратные пятиэтажки стоят рядами, практически возле каждого двора есть зеленая зона – несколько лавочек, деревья. Погода стоит на удивление хорошая, поэтому мы устраиваемся на лавочке. Через пару минут у нас появляется собеседница. Как оказалось, 79-летняя Мария Ивановна живет в соседнем доме. Женщина охотно рассуждает о солнечной погоде, а позже рассказывает, как 30 лет назад ее вместе с семьей выселили из Припяти, где они жили практически с момента основания города. Женщина работала в одном из двух припятских универсамов.

"В Советском Союзе это считалось хорошей работой?" – поинтересовались мы у новой знакомой. "У нас было два универсама. Один возле кольца. Вы же там проезжали? Были же в Припяти? А второй в центре. Да, все было у нас. И машина, и квартира", – рассказывает Мария Ивановна.

Женщина говорит медленно, с трудом подбирая слова – перенесла два инсульта. На вопросе о том, как выселяли из Припяти, глаза женщины наполняются слезами.  За потерянное имущество ее семья получила компенсацию, этих денег хватило для того, чтобы приобрести новый автомобиль, купить вещи и новую мебель. "Были те, кто полученные деньги не тратил. А потом Советский Союз развалился, и они все свои сбережения потеряли", – рассказывает женщина.

img_20160310_132925

Еще одна наша собеседница, 72-летняя Алла Владимировна, после аварии еще несколько лет жила в селе Полесское. В конце 80-х годов женщину переселили. "Все оставили! Переселили нас, потому что очень хотелось кому-то так!", – возмущается она. Уезжая, женщина пыталась вывезти из своего дома новый диван, но, конечно, безуспешно.

"Я так плакала! А меня зять спрашивает, чего я плачу. А я ему и говорю, мол, твоя мамка так плакать не будет, не она же все это покупала в хату!", – вспоминает женщина.

img_20160310_123601

Тема Чернобыля в Славутиче негласно присутствует повсюду. 15 декабря 2000 года – день, когда станцию навсегда остановили, стал "черным" днем для жителей этого города. В тот день сотрудники станции вышли на работу с черными повязками на руках – у них бы траур по делу, которому большинство из них посвятили свои жизни. Да и сейчас отношение к этому событию у славутчан довольно резкое – все, у кого бы мы ни спрашивали, единогласно утверждают, что решение об остановке станции было продиктовано исключительно политическими мотивами, при том, что она и сейчас могла бы генерировать энергию.

В местном Союзе Чернобыльцев рассказывают, каждый десятый житель города участвовал в ликвидации аварии на ЧАЭС. "Сейчас у нас почти тысяча человек в организации. Так это еще не все! В городе ликвидаторов 2400 человек. Столько умерло человек, вон какое у нас кладбище огромное! Очень болеют! Сейчас клапаны меняют. Онкология на втором месте. Легкие, желудки страдают. Неожиданные есть случаи. Сегодня определили болезнь, а через три дня хороним. Еще и за два года уехали 120 моих пенсионеров. У них в Крыму дачи были, и, чтобы не терять, переехали", – рассказывает глава местного Союза ликвидаторов аварии на ЧАЭС Лидия Климова.

Лидия Владимировна также работала в свое время на ЧАЭС, занималась профсоюзной деятельностью. Ее супруг работал там же инженером. Уже в Славутиче, овдовев, женщина все свободное время посвятила проблемам чернобыльцев. "Сейчас к 30-летию буду делать книгу памяти. Так там 1300 человек у нас будет, которые погибли уже. А вообще, какие у меня дела? Делишки, мне и рассказывать нечего, пусть другие говорят", – скромно отказывается от интервью Лидия Владимировна.

Отвезти нас на местное кладбище согласился Николай Семин, бывший сотрудник ЧАЭС, проработавший на станции 33 года, и участник ликвидации последствий аварии. Находится кладбище за чертой города, но на "Жигулях" Николая Тихоновича по пустой дороге мы попали туда за пару минут.

"Можно было и квартиру в Киеве получить, но я только Славутич рассматривал. Сначала жили у знакомых, они раньше получили здесь коттедж, а потом и свое жилье получили", – рассказывает по дороге он. Сын Николая Семина по стопам отца не пошел – уехал работать в Киев. "Была и возможность на ЧАЭС устроить, но не захотел. Молодежи в Славутиче делать нечего, уезжают", – рассказывает мужчина.

Кладбище своими впечатляет своими размерами – для города, которому нет еще и тридцати лет, оно слишком большое. Николай Тихонович ведет нас вглубь, на ходу убирая ветки с могил и рассказывая, как часто в последнее время приходится здесь бывать.

img_20160310_112240

Могилы сотрудников помечены специальной меткой – схематическим изображением атома. Семин останавливается и всматривается в фотографию на одном из помеченных надгробий. "Вот этот вот памятник мы сами на станции делали. Таких много. Раньше проще было, был материал, инструмент. Для наших делали такие несложные памятники", – рассказывает пенсионер. "А этот был мастером. Хороший мужик, много работал. И сын его на станцию пошел", – вспоминает Николай Тихонович.

Мы молча идем между рядами могил. Даты на надгробиях выстраиваются в печальную статистику – большинство людей, переживших аварию, умерли спустя 20 лет после нее в возрасте примерно 50 лет. "У многих инфаркты были", – объясняет Семин.

img_20160310_110712

Надгробия чернобыльцев выделяются среди остальных – на многих из них с обратной стороны изображена ЧАЭС. На некоторых – объект "Укрытие" и пожарные машины на фоне станции. Со стороны это выглядит чересчур монументально.

img_20160310_112847

"Для нас станция – это смысл жизни. Конечно, а что еще изображать на могильной плите, если эту жизнь отдал ЧАЭС", – говорит чернобылец.

На обратном пути к вокзалу мы молчим. Первое впечатление о компактности города оказалось обманчивым – ноги предательски гудят.

img_20160310_144829

А вот вокзал этого особенного города ничем не отличается от большинства других – рядом супермаркет популярной сети, ларьки и раскладки торгашей.

Источник: Сегодня

Категории: Новости Славутича

22.04.2016 10:58
Loading...
Комментарии:
Добавить комментарий:
Имя:

Комментарий:

Защитный код (только цифры):

Реклама