Кирилл Куликов: новые штрафы помогут навести порядок на дорогах, но это не панацея

Введение новых штрафов вызвало волну негодования среди многих водителей, тем не менее большинство из них осознают необходимость подобных действий. О том, какие результаты получены от повышения штрафов, рассказывает один из создателей нового закона, депутат Верховной Рады, член фракции Блока "Наша Украина - Народная самооборона" Кирилл Куликов.

Одина из главных проблем в рядах ГАИ - это коррупция. Какие методы борьбы с этим явлением предусмотрены новыми правилами?
Коррупция - это проблема всей системы, страны в целом, она существует на всех уровнях. Просто ГАИ всегда на виду, с ней люди чаще всего сталкиваются. Закон принят, он уже работает несколько дней, уже видны первые результаты. Сейчас очень важно оказать техническое содействие ГАИ. Необходимо исключить возможность злоупотребления служебными полномочиями путем внедрения технических средств, такие действия помогут и борьбе с коррупцией.

Одно из нововведений - штраф за разговор по мобильному телефону во время движения, но доказать факт нарушения достаточно сложно. Как будет решаться эта проблема?
До вступления в силу нового закона я очень редко встречал женщин на дорогих машинах, которые не разговаривают по мобильному телефону во время движения. По-моему, у них одновременно задействуются две функции - запустить двигатель и набрать номер на мобильном. Но тем не менее, чтоб доказать факт такого нарушения необходима фото или видеофиксация. Должна быть фотография, на которой видно, что человек говорит по мобильному. Таким образом, можно "убить двух зайцев одним выстрелом", доказать нарушение ПДД и исключить возможность злоупотребления со стороны работников ГАИ.

Для технического перевооружения ГАИ понадобятся немалые средства, кто будет финансировать?
В принципе бюджетные ассигнования для этого необязательны. С точки зрения бизнеса установка технических средств очень выгодна. Все вложения окупятся за год, и потом система будет приносить немалую прибыль в бюджет. Такая система очень эффективна, живой пример Москва, там очень редко можно встретить непристегнутого водителя или того, кто говорит по телефону за рулем. Раньше выезжать на встречную полосу было даже модно, сейчас фактически никто этого не делает, все это результат работы системы.

Зато в Москве стало модно ездить с "мигалками". Как с этим будут обстоять дела у нас?
Да, действительно москвичи очень любят ездить с "мигалками". Мы уже преодолели эту стадию, до 2004 года без "мигалок" ездил только ленивый. Сейчас есть несколько машин с мигалками, но они ведут себя более мене корректно. Я думаю, нам это не грозит.

Помогает ли статус народного депутата избежать ответственности за нарушение ПДД?
Я не могу сказать, что никогда не нарушаю Правила дорожного движения, тем более что в нынешних условиях строго соблюдать все правила очень сложно. Но у каждого есть внутренние установки, я, например, никогда не сажусь за руль, хоть понюхав алкогольный напиток. Это мой жизненный принцип, через который я никогда не переступал и не переступлю. Несколько раз мне приходилось платить штраф за мелкие нарушения, но тогда я действительно был неправ. Вообще, депутатская неприкосновенность не освобождает от административной ответственности. Кстати, принципиально даже "блатные" номера с "ВР" на машину не ставлю.

Почему так сложно соблюдать все правила даже тем, кто их устанавливает?
Дело в том, что относить все нарушения на баланс ГАИ совершенно неправильно. ГАИ только контролирует соблюдение ПДД, а городские власти должны обеспечивать все, чтоб эти правила не нарушались. Из бюджета выделяются колоссальные средства для выполнения Киевом функций столицы, в которые входит, в том числе, строительство развязок, путепроводов и так далее. На сегодняшний день все проверки говорят о том, что эти деньги используются не по назначению. На Западе люди получают огромные компенсации, потому что дорожные службы плохо сработали, где-то на дороге остался лед, небольшая выбоина и так далее. У нас такие процессы фактически невозможны. Основная проблема здесь в несогласованности действий Киевавтодора, городской администрации и ГАИ. Именно поэтому в наших условиях сложно не нарушать правила.

Почему штраф за отказ оплатить парковку настолько серьезный?
По-хорошему, чтоб платить за парковку нужно понимать, куда пойдут эти деньги. Сейчас парковщики - это, как правило, бандитского вида молодые люди, которые просто требуют с людей деньги. Это является нарушением гражданского кодекса, они не имеют право это делать. Эти процессы необходимо контролировать, нормализовать. Внесение изменений в Правила дорожного движения не является панацеей. Необходима нормализация еще очень многих моментов, в том числе связанных с парковкой.

Когда, по вашему мнению, водители перестанут настолько массово нарушать ПДД?
Безусловно, сразу ничего не делается, существует определенная инерция. Посмотрите, как ездят в западных странах. Это культура вождения, она не может появиться сама по себе, она впитывается, и для этого нужно время. Для американца припарковаться в неположенном месте также неприемлемо, как, например, ходить без брюк. Хотя в Киеве существуют положительные моменты по сравнению, например, с Москвой. У нас хотя бы пропускают людей на пешеходных переходах, в Москве, чтоб перейти дорогу пешеходы вынуждены собираться в группы и как сайгаки быстренько перебегать проезжую часть. Для того чтоб водители не нарушали ПДД необходимо не только поднимать общий уровень культуры. Сейчас в Киеве нужно совершенствовать инфраструктуру города, она не выдерживает такого количества автомобилей и людей, которые у нас есть. В Москве уже строят четвертое транспортное кольцо, а у нас пока нет ни одного.

В изменениях к Правилам дорожного движения не регламентируется работа эвакуаторов, почему?
Я считаю деятельность эвакуаторов полностью незаконной. Существует гражданский кодекс, там четко прописано, что такое право собственности и сказано, что лишать права собственности может только суд. Я, наверное, самый благодарный слушатель нашего мера, я получаю огромное удовольствие от его выступлений, это гораздо смешнее, чем КВН, Comedy Club, и 95-Квартал вместе взятые. Когда он говорит "закон - это я", он так и думает. Невозможно заставить людей не парковаться. Машины все равно нужно куда-то ставить. Для того чтоб водители парковались правильно, необходимо построить подземные паркинги, организовать парковочные места в соответствии с тем количеством автомобилей, которые есть в городе. Если этого не делать, то и требовать от водителей парковки по правилам - невозможно. Во всем мире под центральными улицами городов есть подземные гаражи, у нас - подземные магазины.

Почему принято такое несправедливое соотношение штрафов с прожиточным минимумом?
Справедливое, так и должно быть. Просто у нас слишком низкий прожиточный минимум. Мы страна больших джипов и длинных лимузинов. Ни в одной европейской столице не встретишь такое количество дорогих автомобилей. Даже США, с их любовью к крупногабаритным машинам, люди учатся экономить, пересаживаются на гибриды, на малолитражки. Это связано с ценой на топливо, на парковку, налоги и так далее. Для нас, для украинцев, очень важно показать, что мой Mercedes больше чем Mercedes соседа. У нас много богатых людей. Штраф должен быть существенным для всех, человек должен чувствовать ответственность. Водитель должен понимать, что нарушение ПДД может обойтись очень дорого, только тогда можно добиться того, что соблюдение правил перейдет в уровень сознания, когда люди исполняют их по умолчанию.

Почему не была внедрена система подобная немецкой, когда каждый может позвонить в полицию и сообщить, что кто-то его подрезал или просто нарушил ПДД?
У американцев тоже есть подобная система. Мне не очень нравится такая тенденция "Павликов Морозовых", когда неправильно припарковался, обязательно найдется гражданин, который сообщит об этом в полицию. Я не считаю, что это правильный выход. По моему мнению, дороги должны быть оборудованы средствами фото и видеофиксации, тогда можно выявлять нарушения и создавать "доказательную" базу.

Каким образом введение новых тарифов сможет повлиять на пешеходов? Люди часто ходят без каких-либо документов, и привлечь их к ответственность достаточно сложно.
Всегда сила действия равна противодействию. Повышать тарифы можно до определенной степени, после этого люди их не платят, начинается кризис неплатежей. Для участников дорожного движения должен быть соблюден баланс, когда сума штрафа внушительна, но не настолько, чтоб ее нельзя было заплатить. Соотношение штрафов для пешеходов и водителей должно быть адекватно. В то же время, чтоб пешеходы не нарушали, должна быть создана соответствующая инфраструктура, поземные переходы, пешеходные мосты и так далее. Это уже задача муниципалитета.

Новые штрафы позволяют ГАИ собирать очень большие деньги. Куда пойдут эти средства?
Эти штрафы пойдут в государственный бюджет. Мы прекрасно понимаем, что большинство жалоб на сотрудников внутренних органов закономерны, тем не менее у нас есть люди, которые выбрали своим призванием работу в органах, и мы не можем всех заменить, кто-то все рано должен делать эту работу. Для них должны быть созданы соответствующие условия. По моему мнению, коррупцию в МВД легко побороть предоставлением служебного жилья. Стоимость этой квартиры должна снижаться пропорционально выслуге лет. Прослужил пять лет - квартира на 25% дешевле, десять - на 50% и так далее. Тогда сотрудник правоохранительных органов прежде чем требовать взятку, подумает. Он будет прекрасно понимать, что если его поймают, он лишится своего жилья. Это очень серьезный стимул, и вряд ли кто-то станет так рисковать. Возможно, сегодня, в пору финансового кризиса, когда будет много недостроев, государство сможет взять на себя подобные программы. Это реальный рычаг борьбы с коррупцией.

Много лет сотрудники ГАИ были бессильны, их часто унижали. За нарушение ПДД они могли только выписать бумажку с мизерным штрафом, которая, скорее всего, затеряется среди тысяч таких-же в каком-то суде. Сейчас, когда им дали власть, они могут мстить за былые обиды, превышая свои полномочия. Как бороться с таким явлением?
Для того чтоб избежать подобных перегибов, нам необходимо всю систему сделать максимально технологичной, максимально исключить человеческий фактор. Фото и видеофиксация должны контролировать не только действия нарушителя, но и гаишника. Должны быть созданы условия, когда он не сможет "накрутить" радар, когда каждое нарушение будет зафиксировано техническими средствами. Тогда можно контролировать и сотрудников, он не сможет выписать протоколов меньше или больше, чем зафиксировано нарушений. Высокие штрафы и технические средства фиксации, безусловно, помогут снизить аварийность и смертность на дорогах, но это не панацея, еще очень много предстоит сделать для обеспечения безопасности на дорогах.

Источник: http://autonews.rbc.ua

27.11.2008 13:01