Нужно ли бояться дефолта

Нужно ли бояться дефолта

В своем обращении к гражданам Украины, недавно опубликованном на сайте Министерства финансов, глава Минфина Наталья Яресько заявила, что одна из групп частных кредиторов, с которыми Украина ведет переговоры о реструктуризации долга, отказывается идти навстречу Киеву. В связи с этим, по словам министра, правительство Украины может быть вынуждено пойти на крайние меры и применить временный мораторий на выплату долга иностранным частным кредиторам. По сути, министр пригрозила кредиторам дефолтом.

Реструктуризация частного внешнего долга – продление сроков его выплаты и снижение подлежащих выплате сумм – является частью $40-миллиардного международного пакета финансовой помощи Украине. В рамках этого пакета, Международный валютный фонд (МВФ) обязуется предоставить нам 17.5 миллиардов долларов США, еще 7.2 миллиарда долларов дадут другие международные кредиторы (в основном, США и ЕС). Дополнительные же 15.3 миллиарда долларов (т.е. почти 40% всего пакета) должны быть получены именно за счет реструктуризации.

Естественно, частные иностранные кредиторы не слишком жаждут списывать долги Украине. На данный момент, Минфин ведет тяжелые переговоры. Для усиления его переговорных позиций, Верховная Рада официально разрешила министерству временно приостанавливать выплаты, что можно считать разновидностью дефолта.

У граждан Украины упоминание возможности дефолта вызвало определенные опасения. Для большинства из них слово "дефолт" ассоциируется с событиями в России в 1998 году, которые привели к серьезному кризису в российской экономике, а также ударили и по Украине.

Тогда российское правительство пыталось перекрыть неподъемно огромный дефицит бюджета с помощью привлечения заемных средств. В результате, оно построило финансовую пирамиду, известную как пирамида ГКО (государственных краткосрочных облигаций). Ставки доходности ГКО доходили до 150% и российское правительство было не в состоянии их оплачивать – в то же время, популистски настроенная Госдума (российский парламент) не позволяла правительству сократить расходы. В результате, РФ была вынуждена объявить дефолт и отказаться платить по ГКО.

На тот момент, эти ценные бумаги составляли значительную часть активов всех основных российских банков и компаний. После объявления государством дефолта, банковская система рухнула, потянув за собой и всю остальную экономику. Российское население потеряло значительную часть своих сбережений, а ВВП страны упал на 5.3%.

Однако, нынешняя ситуация в Украине кардинально отличается от РФ 1998 года. Украинское Министерство финансов с 2013 года не привлекает заемных денег у частных кредиторов, тем более, иностранных – только у международных организаций, типа МВФ, и других государств. Также, у нас не идет речь о приостановке выплат по ценным бумагам, которые держат банки и граждане Украины – только по облигациям, которые принадлежат иностранным частным кредиторам.

Таким образом, возможный дефолт перед иностранными частными кредиторами не представляет прямой угрозы для украинской банковской системы и граждан страны. Возможным последствием может стать отказ на какое-то время частных внешних кредиторов от вложения средств в украинские государственные облигации – страна не сможет брать у них деньги взаем. Однако, следует учитывать, что Украина еще с 2013 года не имеет возможности этого делать. Процентные ставки, которые просят за свои деньги частные кредиторы, запретительно высоки, и занимать под них попросту нет смысла.

В то же время, международные организации и иностранные партнеры дают нам деньги под низкий процент. Например, МВФ кредитует Украину по ставке 3%, под сравнимые низкие ставки дают деньги и другие зарубежные партнеры.

Существует также риск того, что иностранные частные кредиторы обратятся за взысканием своих потерь в международные суды, а те – арестуют государственное имущество Украины за рубежом. Однако такого имущества у нашей страны не много, и большая его часть (помещения посольств и валютные резервы НБУ) находится под дипломатическим иммунитетом и не может быть арестована.

В то же время, проблемы, которые создает для Украины слишком высокий уровень долга, очевидны. Выплаты процентов по государственному долгу являются самой большой статьей в расходной части государственного бюджета на 2015 год – 74 миллиарда гривен, или полтора бюджета Министерства Обороны, Национальной Гвардии и Погранслужбы вместе взятых (и это в условиях войны). Общая же сумма госдолга составляет почти 70 миллиардов долларов США.

Учитывая форс-мажорные обстоятельства – войну – и тот факт, что долги набирала коррумпированная власть, которую граждане вынуждены были изгнать с помощью революции, требование реструктуризации со стороны Украины вполне справедливо. Более того, учитывая тяжелую ситуацию, в которой пребывает страна, и угрозу самому ее существованию, расходовать огромные ресурсы на выплаты частным иностранным кредиторам неразумно и даже опасно. И если эти кредиторы занимают жесткую позицию и отказываются пойти на реструктуризацию долга, односторонний дефолт по обязательствам перед ними – не худший выбор.


Источник: Сегодня

Категории: Новости Киева

03.07.2015 09:43