В кабинете одесского КВНщика Валерия Хаита: кенгуру, вожди и фляга для сосудов

В кабинете одесского КВНщика Валерия Хаита: кенгуру, вожди и фляга для сосудов

Одесский юморист рассказал о "железячках" и о том, как "разделил стол" с Пушкиным и Жванецким

Мы побывали в офисе у писателя и редактора, в прошлом одесского КВНщика Валерия Хаита. Маэстро пригласил нас в редакцию юмористического журнала, которую называет своим вторым домом. И где, как это бывает в каждом доме, хранит милые сердцу вещицы. Оказалось, что писатель увлекается коллекционированием бронзовых фигурок, а за его работой тщательно следит из фоторамки супруга Юлия.

В кабинете на первый взгляд довольно просторно: у самой двери стоит угловой компьютерный стол со стулом, напротив — высокий книжный шкаф. Остальное свободное пространство, наверное, добрую половину комнаты занимает еще один стол, на котором громоздятся еще не распечатанные пакеты с книгами, дипломы и награды в рамках. С этого стола и улыбается на фотографии жена Валерия Исааковича Юлия. "Следит, как я тут работаю", — объясняет Хаит. И на столах, и на книжных полках — скульптуры животных, мифологических существ, литературных персонажей и... небольшая фляжечка. "Мне ее подарил замечательный Резо Габриадзе (грузинский писатель, режиссер и художник. — Авт.), чтобы я мог доставать ее из нагрудного кармана и выполнять предписания доктора для расширения сосудов", — шутит хозяин дома-кабинета. 

"Трубочиста с выпачканным сажей лицом кто-то принес потому что образом нашей команды КВН в 1967 году, в которой я капитанствовал, были одесские трубочисты. А этого бравого солдата Швейка мы привезли из Праги", — вспоминает истории появления экспонатов Валерий Исаакович. Стоящие на верхней полке книги из серии "Антология юмора и сатиры России ХХ века", один из томов которой ("Одесский юмор") составил Валерий Хаит, охраняет забавная кенгуру в пиджаке. "Это мой автор Марианна Гончарова написала когда-то рассказ с таким названием и сама же привезла редакции в подарок свою "героиню". "Кстати первая книга, которая вышла у Гончаровой в Москве, так и называлась "Кенгуру в пиджаке". Сегодня она уже много раз переиздана", — делится Валерий Хаит. К слову, в кабинете писатель хранит в основном те книги, к изданию которых имеет прямое отношение, а вот любимые тома классиков, которые часто перечитываются, держит дома.

В шкафу мы увидели множество книг, выпущенных под чуткой редакцией Валерия Исааковича: "Рыжий город" Георгия Голубенко, "Происхождение тютельки" Бориса Бурды, "Песня о страусе" Михаила Векслера, "Отдам осла в хорошие руки" той же Марианны Гончаровой; издания самого Хаита: "Доля шутки", "Книга читателя"... "Еще у меня книжечка такая есть, в рифму, "Круг" называется. Представляете, я когда-то стихи писал, сейчас даже не верится", — посмеивается автор, демонстрируя нам старенький томик. По словам нашего собеседника, столь трепетное отношение к печатным страницам у него сложилось еще в детстве: в третьем классе будущий родоначальник одесской Юморины сильно заболел и долго не мог выздороветь. А когда ему принесли "Таинственный остров" Жюля Верна и он прочитал его два раза подряд, не отрываясь, здоровье быстро поправилось!

МИНИАТЮРЫ СО ВСЕГО СВЕТА. Кто-то привозит из путешествий магнитики, а наш герой, как мы уже говорили, везет из чужеземных странствий изящные бронзовые фигурки. Миниатюрные, но тяжеленькие лейка, граммофон, кувшинчик и стопка сейчас придерживают от сквозняка бумаги на рабочем столе редактора. "Я люблю всякие такие железячки", — признается хозяин кабинета. И добавляет, что, во-первых, они функциональны — прижимают листики, чтобы те не улетели, а во-вторых, миниатюры приятно взять в руки. По словам Валерия Исааковича, путешествовать он не любит, но если уж удается куда-то выбраться, то он всегда старается найти в сувенирной лавке какую-нибудь новую фигурку. "Вот этот кувшинчик я купил в греческом городе Катаколоне. Он был совсем черный, а теперь вон как блестит", — улыбается сатирик. А миниатюрный граммофончик ему привез друг, пианист Алексей Ботвинов, из Испании.

ПЛАКАТЫ. Показывая на плакаты, висящие над столом, Валерий Исаакович говорит, что люди, изображенные на них, — "мои вожди мирового пролетариата". "Здесь у меня Ленин, — серьезно объявляет хозяин кабинета, указывая на плакат со Жванецким, — А вот Илья Ильф — он мой Карл Маркс. А вот не менее любимый Сергей Довлатов — это мой Энгельс". Под портретом каждого из "вождей" размещены цитаты. Жванецкий вещает со стены: "Критиковать нашу жизнь может человек слабого ума. Настолько все ясно". Среди мудрых мыслей и знаменитых лиц пристроился и портрет самого Валерия Хаита. Старательная детская рука облачила редактора в зеленый пиджак, красную бабочку и наделила широкой улыбкой. "Шарж нарисовала и подарила мне семилетняя Ангелина Томулец, дочка писательницы Марианны Гончаровой — постоянного автора моего журнала", — радуется подарку писатель. И добавляет, что этот портретик даже попал в книгу одесских шаржей. На стенах кабинета также висят афиши знаменитого московского театра "Квартет И", где работает младший сын Хаита Ростислав.

ПОДАРКИ. На книжном шкафу стоит оригинальная картина: в беседке на фоне одесского моря собрались за столом Валерий Хаит и его любимые писатели. Слева от Валерия Исааковича сидят замечтавшийся Михаил Жванецкий, увлеченные беседой Михаил Зощенко и Александр Пушкин, а справа — серьезные Булат Окуджава и Сергей Довлатов. "Я отмечал круглую дату, а старший сын Женя придумал для меня и заказал такое панно", — поясняет хозяин кабинета.

На вопрос, все ли его приятели и родные так нетрадиционно подходят к выбору подарков, Валерий Исаакович отвечает, что нет, они особо не изощряются, но иногда, по старой традиции, друзья могут подарить что-нибудь веселое. "Когда мы были молоды и играли в КВН, дружеский розыгрыш был и в моде, и уместен. А сейчас мало кто владеет умением украсить праздник, подарить не только то, что будет полезным, но и сумеет развеселить. Кстати, уметь быть внимательным — это тоже талант, — улыбается Хаит. По поводу лучших подарков у нашего героя даже свое объяснение есть: "Вот, знаете, почему книга — лучший подарок? А потому, что это не только подарок, но еще и книга!". Из таких необычных и дорогих для хозяина подарков в кабинете, помимо книг, хранятся — живописный портрет редактора в гетманских одеждах с булавой, квадратная тарелка-часы с символической литерой "Ф" (первая буква названия юмористического журнала "Фонтан". — Авт.). "Подарили на 10-летие журнала, хотели сделать часы, но пока есть только циферблат", — смеется редактор. И показывает остальные дары: один из поклонников оформил в рамку билет на вечер юмора во Дворце моряков 30 апреля 1981 года, где выступал с друзьями наш собеседник, а дочь Ильи Ильфа, Александра Ильинична, специально где-то отыскала настольные часики в виде старой печатной машинки.


Источник: Сегодня

Категории: Новости Одессы

27.11.2014 20:50