Почему получать ранения и гибнуть за родину лучше официально

Почему получать ранения и гибнуть за родину лучше официально

Проблемой стало  определение статуса  добровольцев 

Прорвало! По-другому и не назовешь. Правительство наконец создало Государственную службу по делам ветеранов и участников АТО. Есть ли повод радоваться? Есть, поскольку до сих пор ни один воевавший в антитеррористической операции на Донбассе – не признан участником боевых действий. А это означает – лишён права на помощь государства. Лечить раны, искать работу с инвалидностью – всё за свой счет. Ибо чиновники на просьбы о помощи отвечают: мы вас туда не посылали, покажите удостоверяющий документ. 

Украина ведёт войну без малого полгода. А признанных участников боевых действий, несмотря на сотни погибших и тысячи раненых, как будто не существует. 

“Вот здесь на 3 года контракт, никаких условий о оплате не указано ... Кто у нас командир? Просто подпись и печать .. командир воинской части, полковник ... Кто полковник? Никто Мы, например,  не знаем, что нас ждет,  когда мы вернемся после войны.  Если у кого будет ранения, я не говорю о худшем – на что он и его родные и близкие может рассчитывать? И ни на что ... а что ты здесь делал?”

Президент на недовольство бойцов отреагировал. Еще в середине июня заявил – все военнослужащие, задействованные в антитеррорической операции в Донецкой и Луганской областях, получат статус участников боевых действий. Парламент одобрил изменения в июле, а Кабинет Министров утвердил порядок в конце августа. Но узнали об этом все почему-то только на этой неделе.

Только само постановление о порядке признания люди увидели меньше недели назад. Все были убеждены,  что его вообще нет – даже в военкоматах были убеждены, что этого постановления нет. В принципе порядок интересный, но как он будет реализовываться на местах -  это вопрос.  Здесь  чиновник в министерстве говорит проблемы нет, решение принято –  ты приходишь с этим же вопросом в районный военкомат, тебе говорят – какое решение? Решить твою проблему не возможно”, – говорит Кирилл Сергеев, общество ветеранов АТО.

Министерство обороны всё же стоит на своём – вопрос получения статуса – уже законодательно урегулирован. Вот только само министерство к выдаче не имеет никакого отношения.

“Недавно создана Государственная служба по делам ветеранов и участников АТО. Это обусловлено тем,  чтобы как можно более прозрачной и быстрой была эта процедура. считаю это не будет тяжелая процедура приобретения статуса людей,  которые служат в батальоне Айдар, добровольческом батальоне,  которой принадлежит Минобороны, ничем не отличаться от приобретения статуса военнослужащими другой воинской части”, – уверен  советник министра обороны Украины Юрий Повх.

Бойцы "Айдара" словам министерских чиновников не доверяют. У них свой, горький опыт. Вот уже больше месяца вместе с вдовой погибшего сослуживца добровольцы не могут победить бюрократическую машину и добиться получения государственной компенсации и пенсии на малолетних сирот.

“Муж погиб еще 21 июля,  выполняя обязанности военной службы. До сих пор не могу  дойти до конца – хожу из кабинета в кабинет и оформляю документы”, -  говорит  вдова Валентина  Королько.

Очередная попытка подать заявление оказалась неудачной. В Луцком областном военкомате ей вменяют отсутствие необходимых документов.

“Заявление без полного комплекта документов не имеет смысла – заявление мы не написали. Задали представители военкомату -у вас есть денежный аттестат, а у нас его априори не может быть, потому что словенок был оформлен не как военнослужащий, а шел как волонтер доброволец”,  -  говорит командир роты "Захид", батальона "Айдар"  Игорь Лапин.

Добровольческие батальоны, похоже, оказались слабым звеном в новой  цепИ получения статуса участника боевых действий. Добровольцы отправились на Восток по собственному желанию. То есть официально они не мобилизованы – многие не получали ни копейки за защиту родины. Поэтому в глазах военных чиновников – никаких доказательств не имеют. В ведомственных циркулярах и предписаниях патриотический порыв не предусмотрен.

“Добровольцы  не будучи оформленными вообще никаких зарплат не получали, и тот же пенсионный фонд в районах –  они сидят говорят,  мы бы и хотели помочь, начальница говорит,  я лично знаю этого бойца, я хочу помочь, но все формулы расчисления льгот привязанных к материальному обеспечению, они все привязаны к средней зарплате.  Если нет финансовых табелей, им неоткуда высчитать этот размер пенсий, которые должна семья получать или инвалид..”, – говорит  Сергеев.

У недавно созданной государственной службы по делам ветеранов и участников АТО – та же головная боль  – неучтённые бойцы.

“Человек, который поехал сейчас в зону АТО, он пробыл  там 5-6 месяцев, он же к этому тоже работает, поэтому расчет пенсии будет не только по тому промежутку времени, она будет рассчитываться с общего трудового стажа. В   первую  очередь, всего командиры воинских части, которые работают в зоне АТО они должны взять на учет всех людей которые сейчас проходят службу, даже пришедших волонтерами добровольцами, потому что в том же батальоне Айдар числится 250 человек, а реально воюет семьсот”, – говорит

глава Государственной службы  по делам ветеранов и участников АТО Артур  Деревяненко.

Коснулись и других проблем, которые ведомство пока обещает решить. Лучше всего дела обстоят с лечением и реабилитацией раненых. На это до конца года уже выделено больше двухсот миллионов гривен. А вот общую сумму бюджета сказать затрудняются, потому что признать участниками боевых действий планируют не только военнослужащих

“Это все мирные люди,  которые, например, какую работу выполняли, и волонтеры, которые выполняли работу по обеспечению АТО, они приравниваются к участникам боевых действий и этот закон распространяется на них в полном объеме”, – говорит министр социальной политики Людмила Денисова.

Волонтеры подобным признанием польщены. Но в то же время говорят, что вряд ли кто-то из коллег задумывается о получении подобного статуса. Да и как определить, кто достоин.

“Если кого-то и считать участником  именно волонтеров в зоне АТО, так это тех людей которые ездят в то пекло, на передовую. Но  тоже как-то, если мы не всех поощрим, не знаю ...это никому не нужно”, – говорит волонтер.

“Волонтерам может и не нужно, но других желающих – хоть отбавляй. Статус участника боевых действий – лакомый кусочек. Его обладатель получает бесплатное лечение, реабилитацию и медикаменты, а также существенные скидки на услуги ЖКХ, на приобретение жилья и пособия. И это только пять пунктов из двадцати двух. Поэтому наверняка найдутся желающие на время сменить деловой костюм на униформу и далеко не ради защиты родины”.

“Это было под Донецком, до освобождения одного очень известного города, на блокпосту был замечен молодой человек,  который был интересно экипирован, по натовским стандартам при котором находилось два телохранителя или помощника, которые прикрывали в момент обстрела чуть ли не своим телом. И по разговорам этот парень подбил вражеский танк. Это скорее всего сделал гранатометчик из его отдела и вроде бы как парень получил награду правительственную. То  есть покрутился-повертелся на блокпосту получил какие-то свои… пофотографировался  уехал да и все”.

Нечто подобное Украина уже проходила. В период с 2000-го по 2012-й, по приблизительным подсчетам журналистов, за операции в Косово липовый статус получили почти четыреста украинских военнослужащих Министерства Внутренних дел. Они просто отправились делегацией на проводимую ООН церемонию награждения миротворческих подразделений. А по возвращению – подали рапорты с просьбой признать себя участниками боевых действий из-за того, что побывали в командировке в составе Специального миротворческого подразделения МВД Украины в Косово. И статус получили.

Глава новой государственной комиссии – сам воевал в Афгане и заверил: подобного на сей раз попытаются избежать с помощью создания реестра. И примерное количество участвовавших в АТО уже прикинули.

“По  нашим расчетам это около 50 тыс. Мы хотим сделать этот центральный реестр, чтобы у нас это количество  не увеличивалось в геометрической прогрессии”,  - отметил  Деревяненко.

Пусть и не в геометрической прогрессии, но число неподдельных бойцов, которым статус участника боевых действий жизненно необходим, с каждым днём растёт. Раненые без официальной бумаги не могут рассчитывать ни на лечение, ни на реабилитацию, ни – в последующем – на социальную адаптацию. Понятие "родина" у них уже не совпадает с понятием "государство". У родственников погибших – отношение схожее. Власть теряет репутацию. Не пора ли чиновникам спохватиться?

Эту и другие новости вы можете посмотреть в выпуске информационной программы “События” на канале “Украина” за 14.09.2014 19:00.


Источник: Сегодня

Категории: Новости Донецка Новости Луганска Новости Луцка Новости Косова

14.09.2014 22:37