Экс-замминистра обороны объяснил, кто и как мог выстрелить в "Боинг-777"

По мнению Стеценко, настроить ЗРК способны лишь профессионалы, а улик на месте трагедии, скорее всего, не осталось

Ракета, сбившая пассажирский "Боинг-777" в небе над Донбассом, скорее всего, была выпущена из ЗРК "Бук", доставить который было возможно только из РФ, а расчеты перед выстрелом производили специально обученные люди. Такое мнение высказал бывший замминистр обороны Украины генерал-полковник Александр Стеценко.

По его словам, ПВО фиксируют все самолеты: так, "Боинг-777" Малазийских авиалиний в 15:04 пересек границу и  на момент падения следовал по своему маршруту на управлении Донецкого районного центра а управления воздушным движением. Как сообщил Стеценко, боевики не имели информации о полете именно этого лайнера. "У них не было единой информации о воздушной обстановке, а также не было информации о пролете данного самолета", - пояснил военный эксперт.

Таким образом, террористы фактически стреляли вслепую, поскольку не могли знать о передвижениях ни украинских, ни транзитных самолетов, пояснил Стеценко. К тому же, по его словам, система распознавания комплекса "свой-чужой", которая не позволяет запустить ракету в самолет, которому присвоена отметка "свой" (влетая в воздушное пространство страны каждый самолет получает эту отметку), была попросту отключена.

Стеценко отметил, что силы ПВО не могли отмониторить момент пуска ракеты, так как установить точку, которая мониторит низкие высоты в Донецкой и Луганской области нельзя в силу боевых действий. Существующие же станции ПВО мониторят лишь высоты и зафиксировать пуск ракеты не могли, добавил военный эксперт.

"Безусловно события, которые происходили до этого, свидетельствуют о том, что борьбу с самолетами вели комплексы ПЗРК "Стрела", "Стрела-1" и доработанный комплекс РФ "Верба", дальность которого увеличена до 6,5-8 км, а высота поражения цели 4,5 км", - сказал Стеценко.

По его информации, ЗРК с большей дальностью поражения "Бук-М1" мог быть поставлен только из РФ. 

"Для борьбы с целями, которые больше названных высот, РФ передала сепаратистам, иного нельзя сказать, комплекс "Бук-М1", который на сегодня в украинской армии недоработан на стрельбу на дальность 42 км, высота 25, параметр 25, как доработан "Бук-М1-2" в РФ", - сказал он.

Эксперт отметил, что украинский "Бук" имеет такие боевые возможности, как дальность 32 км, параметр 20-22 км, высота 22 км. "Таким образом, стрельба могла выполняться в радиусе 20-22 км. Поэтому каждый сознательный гражданин как Украины, так и иностранных государств должен осознать, могли ли сепаратисты и террористы допустить ЗРК в радиус 20 км, если они там находятся?", - сказал он.

Также, по словам Стеценко, мог быть использован еще один комплекс. "Может также применяться еще один комплекс, автономно. Это российский "Панцирь-С1", дальность стрельбы которого 20 км, а высота 15 км, но по всем данным этого комплекса не было", - сказал он.

Стеценко также добавил, что такие комплексы как "Бук" и "Панцирь" могут работать автономно, при этом произвести расчет выстрела способны только специально подготовленные люди.

"Бук" и "Панцирь-С1" имеют такие свойства, что выполнять задание может одна установка без кабины управления и без локатора, потому что в ней размещен и локатор, и система управления автономного поиска и автономного выполнения боевых заданий, - сказал он. - Расчет комплекса - 4 человека: механик-водитель, офицер и два оператора. Возможно ли в автономном режиме подготовить расчет так быстро? Нет. Минимальный срок подготовки операторов месяц, минимальная подготовка офицера полгода, потому, безусловно, это были подготовленные наученные натренированные расчеты".

"Боевая часть (ракета - Ред.) "Бука" специфична, такой боевой части нет ни в одной системе ПВО", - добавил экс-замминистра обороны. По осколками ракеты можно было бы точно узнать что это была за ракета, с какой стороны она попала в самолет и т. п., однако эксперт полагает, что доказательства уже могли быть уничтожены.

"На сегодняшний день можно сказать, что все, что можно, было подчищено", - отметил Стеценко, указав, что и осколки и прочие доказательства с места крушения попали к террористам. Он отметил, что "черные ящики" также не предоставлены международной комиссии. "По обломкам ракеты, если их найти, можно определить партию ракеты, по которой можно узнать, куда ракета направлялась, чья эта ракета", - сказал Стеценко.

"Для того, чтобы найти доказательства необходимы обломки фюзеляжа самолета, где четко можно увидеть осколки. Они прошиваюют самолет, я уверен, что и пассажиры были повреждены осколками. По этим осколками можно также определить, что это за ракета", - отметил эксперт, добавив, что ракеты бука настолько специфичны, что достаточно найти хотя бы один осколок.

Напомним, самолет Malaysia Airlines потерпел крушение в Донецкой области вечером 17 июля, погибли 298 человек. В Украину прибыли международные эксперты из Нидерландов и Малайзии, а также специалисты ОБСЕ. Они работали на месте крушения самолета.


Источник: Сегодня

Категории: Новости Донецка Новости Луганска

22.07.2014 16:38