Лукьяновка: памятник башмакам, автобус хиппи, мечеть и СИЗО

Район возле одноименной станции метро насыщен достопримечательностями. Именно здесь более столетия назад было построено первое трамвайное депо, в фундаменте которого хранится загадочная капсула с посланием киевским трамвайщикам. Лукьяновское СИЗО, оставшееся здесь еще с царских времен, до сих пор «славится» знаменитыми заключенными, неподалеку построена единственная в столице мечеть, и прямо на улице стоят гигантские башмаки, которые приносят богатство всем, кто прикоснется к их шнуркам. Недалеко от метро находится памятник велосипедистам, погибшим на дорогах, и расписанный микроавтобус, якобы принадлежащий киевским хиппи.

У ДЕДА ЛУКЬЯНА

Самое знаменитое СИЗО страны, которое прославилось благодаря заключенным: экс-премьеру Юлии Тимошенко, судье-коррупционеру Игорю Зварычу, экс-главе МВД Юрию Луценко, находится на ул. Дегтяревской, 13. Лукьяновский тюремный замок начал функционировать еще в 1863 году. Сейчас корпуса СИЗО имеют особые названия: «Катенька» (самый старый, его якобы построили еще при Екатерине II), второй старейший корпус – «Столыпинка», окна которого выглядывают из-за забора на улицу. Существует отдельный корпус «Малолетка» для несовершеннолетних. Также есть корпус ЖК (женский корпус) и «Больничка». Есть и церковь в помещении блока для обслуги. Интересно, что двор СИЗО расписан пейзажами, которые сделали заключенные художники.

В ПАМЯТЬ О ВЕЛОСИПЕДИСТАХ

Напротив метро «Лукьяновская», на ул. Мельникова, 4, стоит прикованный к столбу и выкрашенный в белый цвет велосипед. Тут же установлена табличка с надписью «Велосипедистам, погибшим на дорогах». Памятникам спортсменам был установлен после того, как на этом месте пьяный водитель сбил велосипедиста Алексея Башкирцева. На протяжении всего судебного процесса дело пытались спустить на тормозах. Но коллеги-велосипедисты и мать Алексея не дали этого сделать. Виновный был приговорен к 5,5 года лишения свободы.

ДЕПО И КАПСУЛА

На ул. Дегтяревской, 5 ранее находилось самое старое трамвайное депо Киева — Лукьяновское. Его построили еще в 1892 году, но в 2006 году снесли. Сейчас на этом месте цирк-шапито, а от депо осталось лишь здание бывшей электростанции и конторы. На нем можно увидеть загадочную плиту, под которой хранится некое обращение комсомольцев к киевским трамвайщикам. «Капсулу» рекомендуется вскрыть в 2018 году.

АВТОБУС ХИППИ

За мечетью, в направлении улицы Олеговской, находятся гаражи, в которых простаивает еще одна местная достопримечательность — старый микроавтобус. Местные жители называют его «художественным шедевром», поэтому и не убирают со стоянки, а приезжие даже приходят сюда на экскурсию. Машина выкрашена в голубой цвет, с огромными сказочными цветами и бабочками. Старожилы утверждают, что автобус принадлежит столичным хиппи и является символом их движения.

ДОМ ТРАМВАЙЩИКОВ

Дом на Дегтяревской, 5-а, был возведен в 1902 году под Лукьяновский народный дом (своеобразный Дворец культуры). Его построили в стиле псевдорусской архитектуры. Внешне он небольшой, но там был устроен зрительный зал на 600 мест. До 1917 года в народном доме проходили концерты, а в 1910 году здесь устроили первый в Киеве кинематограф. В советские времена народный дом ликвидировали, а в помещениях разместили клуб, а позже Дом культуры Лукьяновского трамвайного депо. В 2006 году здесь решили разместить Киевскую малую оперу.

СТРАХОВЫЕ БАШМАКИ

На Белорусской, 3, стоит необычная скульптура — это бронзовые башмаки страхового агента, который стоптал их, бегая за капризным клиентом. Вес башмаков достигает 180 кг, а длина каждого — 80 см, что соответствует 92 размеру обуви. Ботинки можно примерять, а если еще потереть шнурки, это, как говорят киевляне, принесет финансовый успех не только в страховом, но и в любом другом бизнесе. «Стоптанные башмаки» были внесены в национальный реестр рекордов Украины в номинации: «Памятник. Самая большая обувь, которую можно примерять».

МЕЧЕТЬ МИЛОСЕРДИЯ

Мечеть Ар-Рахма, или Милосердия, на ул. Лукьяновской, 46, сейчас работает, хотя и недостроена. Здесь проводятся экскурсии, читают лекции об исламе. Мечеть хотели построить еще в 1897 г., но помешала Первая мировая война. Новое строительство начали только в 1994 г. Но после выполнения мусульманами ряда условий: опустить уровень мечети на 3 м. ниже поверхности земли, построить ее ближе к обрыву, чтобы ее не было видно на панораме города при осмотре с набережной. Функционировать мечеть начала только в 2000 году, а в 2008 году строение ее начали расширять.


Источник: Сегодня

Категории: Новости Киева

05.08.2011 11:21